НОВОСТИ/ЗАКОНЫ

Сроки оснащения тахографами ТС физических лиц

    Приказ Минтранса №339 от 15 октября 2019 года вступил в действие 15 декабря и внес значительные изменения в область контроля за оснащением ТС тахографами. Согласно этому документу, на грузовики и автобусы, которые находятся в собственности физлиц, теперь тоже нужно устанавливать бортовые контрольные устройства (ранее они были обязательны для ИП и юридических лиц). 
       Установка тахографов для физических лиц, имеющих в собственности автотранспорт, будет производится поэтапно, в зависимости от экологического класса и категории ТС.
До 1 марта 2020 года владельца транспорта с массой более 12 тонн (категория N3) могут обойтись без тахографа, если экологический класс их грузовика не определён.
Изменения в действующих нормативах согласно требованиям отдельных положений ФЗ №196 (вступил в действие 1.11.2019), если физлицо эксплуатирует:
1. Автобус более 8 ми мест.
2. Грузовой автомобиль с массой 5500 кг и более
то транспортное средство должно обязательно оборудоваться цифровым тахографом. Основным документом, регламентирующим требования к таким устройствам, правила их эксплуатации и проверки остается Постановлению Правительства РФ №1213 (23.11.12).
     Приказ №339 вносит изменения в такие документы: Приказ Минтранса России от 13.02.2013 N 36 «Об утверждении требований к тахографам, устанавливаемым на транспортные средства, категорий и видов транспортных средств, оснащаемых тахографами, правил использования, обслуживания и контроля работы тахографов, установленных на транспортные средства»;                   Приказ Минтранса России от 21.08.2013 N 273 (ред. от 30.01.2018) «Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств тахографами».
Все изменения можно условно разделить на 2 категории:
Во-первых, обязывающие физические лица устанавливать тахографы на технику.
Во-вторых, согласование нормативной базы с действующим постановлением правительства №382 от 30.03.19
   Тахографы для транспорта физических лиц
Приказ №339 вносит изменения в документы, определяющие круг лиц, для которых оснащение ТС тахографами является обязательным. С 15 декабря нынешнего года бортовые самописцы нужно ставить на технику, находящуюся в собственности физлиц. Федеральный Закон № 386-ФЗ вносит эти изменения в 196-ФЗ. Приказ №273, которые регламентирует процедуру оборудования техники тахографами, дополнен графиком вступления в действие норматива для физических лиц. Срок обязательного монтажа контрольного оборудования зависит от экологического класса и категории транспортного средства:
Категория ТС                                       М3                  М2                    N3                     N2      
Класс не установлен                      1.11.19           1.08.20              1.03.20           1.12.20
Экологический класс 0-3              1.02.20           1.11.20               1.06.20          1.03.31
Экологический класс 4                  1.05.20           1.02.21              1.09.20           1.06.21
ТС в собственности многодетных родителей                                 1.01.22

Изменения затрагивают также 36 приказ.
       Основные цели этих корректировок:
 1. Обеспечить правовую базу для оснащения тахографами грузовиков и автобусов, которые используются физ.лицами.
 2. Обеспечить нормативную базу для работу с тахографами, требующими применения карты предприятия, даже в том случае, если владелец автомобиля — физлицо.
  3. Обеспечить согласование нормативной базы в части установления режима труда и отдыха с требованиями положений федерального закона 196-ФЗ (они начали действовать с 1.11.2019г). Кроме того:
 1. Вводится предусмотренная нормативами формулировка «время управления транспортными средствами и отдыха водителей транспортных средств».
 2. Усиливается понятие «владельцы транспортных средств» — если ранее нормативы касались только предприятий, то теперь они распространяются и на физлица в чьей собственности находится ТС.
 3. Вводится понятие «периоды времени управления ТС» вместо «ежедневных периодов работы»       
      Некоторые корректировки касаются индивидуальных карт для тахографа:
 1. Для получения карты водителя не требуется привязка к адресу организации-работодателя (в дальнейшем возможно изменение формы заявления и исключение из перечня документов ходатайства с места работы).
 2. Карта мастерской для тахографа оформляется только на имя руководителя мастерской.
 3. Карту предприятия может получить ИП, юридическое или частное лицо.
   
  Изменения по приказу № 339 для регулярных перевозок пассажиров
Ранее Постановление Правительства №382 (30.0319) «О категориях, оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров…» определило срок для регулярных пассажирских перевозок в черте города, причем этот срок не совпадал со сроком, указанным в приказе №273. Приказ №339 и стал тем документом, который корректировал: 
   При этом в приложение №2 к 36 приказу был добавлен еще один вид транспорта для обязательного оснащения тахографами: «Транспортные средства, осуществляющие регулярные перевозки пассажиров, определенные постановлением Правительства Российской Федерации от 30 марта 2019 г. № 382 «О категориях оснащаемых тахографами транспортных средств, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров, а также видах сообщения, в которых осуществляются такие перевозки транспортными средствами указанных категорий» 
  Приказ №273 изменился в части, касающейся сроков установки тахографов на такие транспортные средства (добавлена отсылка на постановление, которое, в свою очередь, в качестве крайнего срока устанавливает 1.07.2020). Приведенные выше изменения начинают действовать с 15 декабря нынешнего года.
А это значит, что автобус категории М3 с неустановленным экологическим классом уже может быть проверен сотрудниками ДПС или Ространснадзора на наличие тахографа.

Тахограф с 1 ноября 2019 года

     1 ноября 2019 года вступила в силу новая редакция статьи КоАП 11.23, касающаяся управления ТС или выпуска на линию машины, не оборудованной тахографом, а также несоблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, нарушения режима труда и отдыха водителей. Все нарушения, перечисленные в этой статье, наказываются различными штрафами.
   Отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года
Первый пункт, который требует анализа — это отсутствие тахографа на транспортном средстве. Согласно изменённой редакции статьи КоАП 11.23:
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства»
 
Процитированный текст подтверждает, что ответственность будет наступать:
За отсутствие тахографа в том случае, если его установка необходима по закону.
За нарушение требований к использованию тахографов, установленных НПА РФ.
В первом случае нарушения довольно очевидно. А по второму пункту часто возникают вопросы, потому что формулировку «нарушение требований к использованию тахографа» можно трактовать по-разному.
     Нарушение требований использования тахографов
В данном случае законодатель ссылается на 2 документа:
Соглашение ЕСТР — для международных перевозок.
Приложение №3 к приказу №36 МинТранса РФ — для внутрироссийских перевозок.
Приложение N 3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
правила использования, где устанавливаются:
а. пользователи тахографов:
а.а водитель;
а.б транспортное предприятие;
а.с контролер;
б. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
б.а обязанности водителя;
б.б.. обязанности транспортного предприятия.
    Какие нарушения эксплуатации тахографа приводят к штрафам?
За что инспектор может налагать штрафные санкции?
Для этого должно быть нарушено одно из этих требований:
   На ТС установлен, активизирован и используется один тахограф, соответствующий приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о модели тахографов (на сайте ФБУ «Росавтотранс»);          На тахографе активизирован и используется один блок СКЗИ тахографа, который соответствует приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа;
 В тахографе используются карты (водителя, мастерской, предприятия, контролеров), соответствующие приказу №36 и данные о которых есть в перечне сведений о моделях карт.
  Кроме того, согласно приложению №3 лица, осуществляющие управление транспортным средством, приложению, обязаны:
  1.перед началом движения вставить карту водителя в левый слот карты тахографа и ввести PIN-код карты;
  2. извлечь карту из слота тахографа при завершении времени управления ТС
 3. по требованию контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, выводить на печать информацию;
  4. не использовать загрязненную или поврежденную карту водителя;
  5. не извлекать карту во время движения автомобиля;
  6. не использовать карту с истекшим сроком действия;
 7. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителя тахографа.
 Водителям запрещается:
 1. осуществлять перевозку с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом;
  2. использовать тахограф, срок эксплуатации которого закончился;
  3. использовать тахограф, у блока СКЗИ которого закончился срок эксплуатации;
 4. использовать тахограф не включенный в перечень моделей тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс; 
5. блокировать, корректировать, модифицировать или фальсифицировать информацию, зарегистрированную тахографом;
 6. уничтожать распечатки и данные, хранящиеся в тахографе и на карте водителя;
 7. использовать не поверенный тахограф.
8. В случае, если с индивидуальной картой водителя что-то произошло (она вышла из строя, не принимается прибором, потеряна, украдена) — водитель обязан в течение 7 календарных дней заказать новую карту.
9. В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.
Транспортные предприятия:
1. устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем делают это своевременно;
2. обеспечивают эксплуатацию тахографов в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителей;
3. обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток;
4.  выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
5. хранят данные с карт водителей в течение года;
6. хранят снятые блоки СКЗИ (при выводе из эксплуатации тахографа) в течение года;
7. уведомляют ФБУ Росавтотранс об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ;
8. обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа.
 Предыдущая редакция ст. 11.23 КоАП предусматривала ответственность за несоответствие тахографа установленным требованиям. С ноября 2019 года статья ссылается на конкретные правовые нормы.. Например, если согласно приложению №3 водителю нельзя использовать тахограф, не включенный в перечень ФБУ Росавтотранс — его использование будет расцениваться в качестве нарушения.

Штрафы с 1 ноября 2019 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение?       Статья КоАП            Сумма штрафа, руб.
Водитель                                                                       11.23, ч 1                   3 000 – 5 000
Должностное лицо                                                        11.23, ч 2                   7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель                            11.23, ч 2                  15 000 – 25 000
Юридическое лицо                                                       11.23, ч 2                   20 000 – 50000 

Статья 11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции не только за управление ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или за несоответствующий тахограф. Штрафовать будут и за нарушение рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения здесь затрагивают не формулировки, а принципиальный подход к надзору и контролю.

До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган — Роструд).

С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть, непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные предприятия.

Статья 11.23 ч 3 Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.

Кто признается ответственным за нарушение?            Статья КоАП        Сумма штрафа, рублей.
Водитель                                                                               11.23, ч 3                1 500 – 2 000
Должностное лицо                                                               11.23, ч 3                7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель                                   11.23, ч 3               15 000 – 25 000
Юридическое лицо                                                               11.23, ч 3               20 000 – 50000

При этом к текущей статье есть важное примечание:

За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года
Изменения в формулировках статьи КоАП 11.23 и суммах штрафов вступили в силу — так что стоит принять их во внимание.

На какие транспортные средства ставится тахограф

В действующих нормативах определен перечень ТС, на которые необходимо монтировать тахографы. Сюда относят:
1.Транспорт для перевозки пассажиров, включающий более 8 стационарных сидений для пасажиров — это все микроавтобусы и автобусы на международных, междугородных и городских маршрутах (категории ТС М2 и М3).
2. Грузовики различной вместимости, масса которых превышает 3,5 т (категории N2 /N3).
3. Краны-манипуляторы.
4. Самосвалы, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования (т.е. за пределами строительных площадок, полигонов и аналогичных объектов).
Вся перечисленная техника должна оснащаться бортовыми самопишущими устройствами (для рейсов в РФ – тахографами СКЗИ, для рейсов за рубеж — устройствами ЕСТР).
Требования касаются ТС, которые принадлежат организациям или предпринимателям. Если машина находится в собственности частного лица, то оснащать ее тахографом необязательно. Закон требует устанавливать тахограф на таких ТС только в том случае, если их задействуют при выполнении коммерческих рейсов. При этом некоммерческий характер поездки, скорее всего, придется доказывать при проверке сотрудниками ДПС или Ространснадзора.
В списке ТС на которые нужно обязательно ставить тахографы, есть исключения. Контрольные приборы не обязательно монтировать на:
1. Строительную/дорожную спецтехнику — бетономешалки, грейдеры, бульдозеры.
2. Сельскохозяйственную технику, которая эксплуатируется на полях и других объектах агрохолдингов.
3. Учебные автомобили (даже если они относятся к категориям М2/М3, N2 /N3).
4. ТС, возраст которых превышает 30 лет.
5. Машины, принадлежащие ВС РФ, МВД. ФСБ и другим силовым структурам.
Во всех остальных случаях на технику нужно ставить тахограф и использовать его вместе с индивидуальной тахокартой водителя для регистрации времени вождения, а также других рабочих параметров.