Тахограф с 1 ноября 2019 года

08a6fe1e9e3189b474270ee798d4f58d@2x (1).jpg

1 ноября 2019 года вступила в силу новая редакция статьи КоАП 11.23,  касающаяся управления ТС или выпуска на линию машины, не оборудованной  тахографом, а также несоблюдения норм времени управления транспортным  средством и отдыха, нарушения режима труда и отдыха водителей. Все  нарушения, перечисленные в этой статье, наказываются различными  штрафами.
Отсутствие тахографа с  1 ноября 2019 года
Первый  пункт, который требует анализа — это отсутствие тахографа на  транспортном средстве. Согласно изменённой редакции статьи КоАП 11.23:
Управление  транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на  транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской  Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами  Российской Федерации требований к использованию тахографа, за  исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию  транспортного средства, или управление транспортным средством,  принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных  регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в  установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Выпуск  на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его  установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством  Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными  правовыми актами Российской Федерации требований к использованию  тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на  линию транспортного средства».
Процитированный текст подтверждает, что ответственность будет наступать:
За отсутствие тахографа в том случае, если его установка необходима по закону.
За нарушение требований к использованию тахографов, установленных НПА РФ.
В  первом случае нарушения довольно очевидно. А по второму пункту часто  возникают вопросы,  потому что формулировку «нарушение требований к  использованию тахографа» можно трактовать по-разному.
Нарушение требований использования тахографов
В данном случае законодатель ссылается на 2 документа:
Соглашение ЕСТР — для международных перевозок.
Приложение №3 к приказу №36 МинТранса РФ — для внутрироссийских перевозок.
Приложение N 3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
правила использования, где устанавливаются:
а. пользователи тахографов:
а.а водитель;
а.б транспортное предприятие;
а.с контролер;
б. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
б.а обязанности водителя;
б.б.. обязанности транспортного предприятия.
Какие нарушения эксплуатации тахографа приводят к штрафам?
За что инспектор может налагать штрафные санкции?
Для этого должно быть нарушено одно из этих требований:
На ТС установлен, активизирован и используется один  тахограф, соответствующий приказу №36 и данные о котором есть в перечне  сведений о модели тахографов (на сайте ФБУ «Росавтотранс»);          На  тахографе активизирован и используется один блок СКЗИ тахографа, который  соответствует приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о  моделях блоков СКЗИ тахографа;
В тахографе используются карты (водителя, мастерской, предприятия,  контролеров), соответствующие приказу №36 и данные о которых есть в  перечне сведений о моделях карт.
Кроме того, согласно приложению №3 лица, осуществляющие управление транспортным средством,  приложению, обязаны:
1.перед началом движения вставить карту водителя в левый слот карты тахографа и ввести PIN-код карты;
2. извлечь карту из слота тахографа при завершении времени управления ТС
3. по требованию контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, выводить на печать информацию;
4. не использовать загрязненную или поврежденную карту водителя;
5. не извлекать карту во время движения автомобиля;
6. не использовать карту с истекшим сроком действия;
7. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителя тахографа.
Водителям запрещается:
1. осуществлять перевозку с неработающим (блокированным,  подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим  установленным требованиям тахографом;
2. использовать тахограф, срок эксплуатации которого закончился;
3. использовать тахограф, у блока СКЗИ которого закончился срок эксплуатации;
4. использовать тахограф не включенный в перечень моделей тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс;  
5. блокировать, корректировать, модифицировать или фальсифицировать информацию, зарегистрированную тахографом;
6. уничтожать распечатки и данные, хранящиеся в тахографе и на карте водителя;
7. использовать не поверенный тахограф.
8. В случае, если с индивидуальной картой водителя что-то произошло  (она вышла из строя, не принимается прибором, потеряна, украдена) —   водитель обязан в течение 7 календарных дней заказать новую карту.
9. В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.

Транспортные предприятия:
1. устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в  мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем  делают это своевременно;
2. обеспечивают эксплуатацию тахографов в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителей;
3. обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток;
4.  выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
5. хранят данные с карт водителей в течение года;
6. хранят снятые блоки СКЗИ (при выводе из эксплуатации тахографа) в течение года;
7. уведомляют ФБУ Росавтотранс об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ;
8. обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа.
Предыдущая редакция ст. 11.23 КоАП предусматривала ответственность  за несоответствие тахографа установленным требованиям. С ноября 2019  года статья ссылается на конкретные правовые нормы.. Например, если  согласно приложению №3  водителю нельзя использовать тахограф, не  включенный в перечень ФБУ Росавтотранс —  его использование будет  расцениваться в качестве нарушения.

Штрафы с 1 ноября 2019 года
Суммы  штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его  эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение?       Статья КоАП            Сумма штрафа, руб.
Водитель                                                                       11.23, ч 1                   3 000 – 5 000
Должностное лицо                                                        11.23, ч 2                   7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель                            11.23, ч 2                  15 000 – 25 000
Юридическое лицо                                                       11.23, ч 2                   20 000 – 50000

Статья  11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции  не только за управление  ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или  за  несоответствующий тахограф. Штрафовать будут  и за нарушение  рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения  здесь затрагивают не формулировки, а  принципиальный подход к надзору и  контролю.

До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность  водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным  приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть  работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность  водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15  предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в  отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган  — Роструд).

С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в  полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть,  непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от  управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и  отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом  распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные  предприятия.

Статья 11.23 ч 3 Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской  Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо  нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской  Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления  транспортным средством и времени отдыха.

Кто признается ответственным за нарушение?            Статья КоАП        Сумма штрафа, рублей.
Водитель                                                                               11.23, ч 3                1 500 – 2 000
Должностное лицо                                                               11.23, ч 3                7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель                                   11.23, ч 3               15 000 – 25 000
Юридическое лицо                                                               11.23, ч 3               20 000 – 50000

При этом к текущей статье есть важное примечание:
За административное правонарушение, предусмотренное частью 3  настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут  ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате  фактического установления ими для водителей времени управления  транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных  правовых актов Российской Федерации.
Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года
Изменения в формулировках статьи КоАП 11.23 и суммах штрафов вступили в силу — так что стоит принять их во внимание.

На какие транспортные средства ставится тахограф
В действующих нормативах определен перечень ТС, на которые необходимо монтировать тахографы. Сюда относят:
1.Транспорт для перевозки пассажиров, включающий более 8  стационарных сидений для пасажиров — это все микроавтобусы и автобусы на  международных, междугородных и городских маршрутах (категории ТС М2 и  М3).
2. Грузовики различной вместимости, масса которых превышает 3,5 т (категории N2 /N3).
3. Краны-манипуляторы.
4. Самосвалы, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования  (т.е. за пределами строительных площадок, полигонов и аналогичных  объектов).
Вся перечисленная техника должна оснащаться бортовыми самопишущими  устройствами (для рейсов в РФ – тахографами СКЗИ, для рейсов за рубеж —  устройствами ЕСТР).
Требования касаются ТС, которые принадлежат организациям или  предпринимателям. Если машина находится в собственности частного лица,  то оснащать ее тахографом необязательно. Закон требует устанавливать  тахограф на таких ТС только в том случае, если их задействуют при  выполнении коммерческих рейсов. При этом некоммерческий характер  поездки, скорее всего, придется доказывать при проверке сотрудниками ДПС  или Ространснадзора.
В списке ТС на которые нужно обязательно ставить тахографы, есть исключения. Контрольные приборы не обязательно монтировать на:
1. Строительную/дорожную спецтехнику — бетономешалки, грейдеры, бульдозеры.
2. Сельскохозяйственную технику, которая эксплуатируется на полях и других объектах агрохолдингов.
3. Учебные автомобили (даже если они относятся к категориям М2/М3, N2 /N3).
4. ТС, возраст которых превышает 30 лет.
5. Машины, принадлежащие ВС РФ, МВД. ФСБ и другим силовым структурам.
Во всех остальных случаях на технику нужно ставить тахограф и  использовать его вместе с индивидуальной тахокартой водителя для  регистрации времени вождения, а также других рабочих параметров.