Тахограф с 1 ноября 2019 года
1 ноября 2019 года вступила в силу новая редакция статьи КоАП 11.23, касающаяся управления ТС или выпуска на линию машины, не оборудованной тахографом, а также несоблюдения норм времени управления транспортным средством и отдыха, нарушения режима труда и отдыха водителей. Все нарушения, перечисленные в этой статье, наказываются различными штрафами.
Отсутствие тахографа с 1 ноября 2019 года
Первый пункт, который требует анализа — это отсутствие тахографа на транспортном средстве. Согласно изменённой редакции статьи КоАП 11.23:
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства».
Процитированный текст подтверждает, что ответственность будет наступать:
За отсутствие тахографа в том случае, если его установка необходима по закону.
За нарушение требований к использованию тахографов, установленных НПА РФ.
В первом случае нарушения довольно очевидно. А по второму пункту часто возникают вопросы, потому что формулировку «нарушение требований к использованию тахографа» можно трактовать по-разному.
Первый пункт, который требует анализа — это отсутствие тахографа на транспортном средстве. Согласно изменённой редакции статьи КоАП 11.23:
Управление транспортным средством без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства, или управление транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, без ведения ежедневных регистрационных листков режима труда и отдыха, применяемых в установленных законодательством Российской Федерации случаях.
Выпуск на линию транспортного средства без тахографа в случае, если его установка на транспортном средстве предусмотрена законодательством Российской Федерации, либо с нарушением установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации требований к использованию тахографа, за исключением случая поломки тахографа после выпуска на линию транспортного средства».
Процитированный текст подтверждает, что ответственность будет наступать:
За отсутствие тахографа в том случае, если его установка необходима по закону.
За нарушение требований к использованию тахографов, установленных НПА РФ.
В первом случае нарушения довольно очевидно. А по второму пункту часто возникают вопросы, потому что формулировку «нарушение требований к использованию тахографа» можно трактовать по-разному.
Нарушение требований использования тахографов
В данном случае законодатель ссылается на 2 документа:
Соглашение ЕСТР — для международных перевозок.
Приложение №3 к приказу №36 МинТранса РФ — для внутрироссийских перевозок.
Приложение N 3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
правила использования, где устанавливаются:
а. пользователи тахографов:
а.а водитель;
а.б транспортное предприятие;
а.с контролер;
б. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
б.а обязанности водителя;
б.б.. обязанности транспортного предприятия.
Какие нарушения эксплуатации тахографа приводят к штрафам?
За что инспектор может налагать штрафные санкции?
Для этого должно быть нарушено одно из этих требований:
На ТС установлен, активизирован и используется один тахограф, соответствующий приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о модели тахографов (на сайте ФБУ «Росавтотранс»); На тахографе активизирован и используется один блок СКЗИ тахографа, который соответствует приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа;
В тахографе используются карты (водителя, мастерской, предприятия, контролеров), соответствующие приказу №36 и данные о которых есть в перечне сведений о моделях карт.
Кроме того, согласно приложению №3 лица, осуществляющие управление транспортным средством, приложению, обязаны:
1.перед началом движения вставить карту водителя в левый слот карты тахографа и ввести PIN-код карты;
2. извлечь карту из слота тахографа при завершении времени управления ТС
3. по требованию контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, выводить на печать информацию;
4. не использовать загрязненную или поврежденную карту водителя;
5. не извлекать карту во время движения автомобиля;
6. не использовать карту с истекшим сроком действия;
7. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителя тахографа.
В данном случае законодатель ссылается на 2 документа:
Соглашение ЕСТР — для международных перевозок.
Приложение №3 к приказу №36 МинТранса РФ — для внутрироссийских перевозок.
Приложение N 3 ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАХОГРАФОВ, УСТАНОВЛЕННЫХ НА ТРАНСПОРТНЫЕ СРЕДСТВА
правила использования, где устанавливаются:
а. пользователи тахографов:
а.а водитель;
а.б транспортное предприятие;
а.с контролер;
б. требования к учету тахографов, карт и блоков СКЗИ;
б.а обязанности водителя;
б.б.. обязанности транспортного предприятия.
Какие нарушения эксплуатации тахографа приводят к штрафам?
За что инспектор может налагать штрафные санкции?
Для этого должно быть нарушено одно из этих требований:
На ТС установлен, активизирован и используется один тахограф, соответствующий приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о модели тахографов (на сайте ФБУ «Росавтотранс»); На тахографе активизирован и используется один блок СКЗИ тахографа, который соответствует приказу №36 и данные о котором есть в перечне сведений о моделях блоков СКЗИ тахографа;
В тахографе используются карты (водителя, мастерской, предприятия, контролеров), соответствующие приказу №36 и данные о которых есть в перечне сведений о моделях карт.
Кроме того, согласно приложению №3 лица, осуществляющие управление транспортным средством, приложению, обязаны:
1.перед началом движения вставить карту водителя в левый слот карты тахографа и ввести PIN-код карты;
2. извлечь карту из слота тахографа при завершении времени управления ТС
3. по требованию контрольных органов предоставлять доступ к тахографу и карте водителя, выводить на печать информацию;
4. не использовать загрязненную или поврежденную карту водителя;
5. не извлекать карту во время движения автомобиля;
6. не использовать карту с истекшим сроком действия;
7. обеспечить эксплуатацию тахографа в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителя тахографа.
Водителям запрещается:
1. осуществлять перевозку с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом;
2. использовать тахограф, срок эксплуатации которого закончился;
3. использовать тахограф, у блока СКЗИ которого закончился срок эксплуатации;
4. использовать тахограф не включенный в перечень моделей тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс;
5. блокировать, корректировать, модифицировать или фальсифицировать информацию, зарегистрированную тахографом;
6. уничтожать распечатки и данные, хранящиеся в тахографе и на карте водителя;
7. использовать не поверенный тахограф.
8. В случае, если с индивидуальной картой водителя что-то произошло (она вышла из строя, не принимается прибором, потеряна, украдена) — водитель обязан в течение 7 календарных дней заказать новую карту.
9. В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.
1. осуществлять перевозку с неработающим (блокированным, подвергшимся модификации или неисправным) или с не соответствующим установленным требованиям тахографом;
2. использовать тахограф, срок эксплуатации которого закончился;
3. использовать тахограф, у блока СКЗИ которого закончился срок эксплуатации;
4. использовать тахограф не включенный в перечень моделей тахографов на сайте ФБУ Росавтотранс;
5. блокировать, корректировать, модифицировать или фальсифицировать информацию, зарегистрированную тахографом;
6. уничтожать распечатки и данные, хранящиеся в тахографе и на карте водителя;
7. использовать не поверенный тахограф.
8. В случае, если с индивидуальной картой водителя что-то произошло (она вышла из строя, не принимается прибором, потеряна, украдена) — водитель обязан в течение 7 календарных дней заказать новую карту.
9. В распечатку тахографа водитель может вносить данные, заверенные подписью.
Транспортные предприятия:
1. устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем делают это своевременно;
2. обеспечивают эксплуатацию тахографов в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителей;
3. обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток;
4. выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
5. хранят данные с карт водителей в течение года;
6. хранят снятые блоки СКЗИ (при выводе из эксплуатации тахографа) в течение года;
7. уведомляют ФБУ Росавтотранс об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ;
8. обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа.
Предыдущая редакция ст. 11.23 КоАП предусматривала ответственность за несоответствие тахографа установленным требованиям. С ноября 2019 года статья ссылается на конкретные правовые нормы.. Например, если согласно приложению №3 водителю нельзя использовать тахограф, не включенный в перечень ФБУ Росавтотранс — его использование будет расцениваться в качестве нарушения.
Штрафы с 1 ноября 2019 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение? Статья КоАП Сумма штрафа, руб.
Водитель 11.23, ч 1 3 000 – 5 000
Должностное лицо 11.23, ч 2 7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель 11.23, ч 2 15 000 – 25 000
Юридическое лицо 11.23, ч 2 20 000 – 50000
Статья 11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции не только за управление ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или за несоответствующий тахограф. Штрафовать будут и за нарушение рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения здесь затрагивают не формулировки, а принципиальный подход к надзору и контролю.
До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган — Роструд).
С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть, непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные предприятия.
Статья 11.23 ч 3 Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.
Кто признается ответственным за нарушение? Статья КоАП Сумма штрафа, рублей.
Водитель 11.23, ч 3 1 500 – 2 000
Должностное лицо 11.23, ч 3 7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель 11.23, ч 3 15 000 – 25 000
Юридическое лицо 11.23, ч 3 20 000 – 50000
При этом к текущей статье есть важное примечание:
За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года
Изменения в формулировках статьи КоАП 11.23 и суммах штрафов вступили в силу — так что стоит принять их во внимание.
На какие транспортные средства ставится тахограф
В действующих нормативах определен перечень ТС, на которые необходимо монтировать тахографы. Сюда относят:
1.Транспорт для перевозки пассажиров, включающий более 8 стационарных сидений для пасажиров — это все микроавтобусы и автобусы на международных, междугородных и городских маршрутах (категории ТС М2 и М3).
2. Грузовики различной вместимости, масса которых превышает 3,5 т (категории N2 /N3).
3. Краны-манипуляторы.
4. Самосвалы, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования (т.е. за пределами строительных площадок, полигонов и аналогичных объектов).
Вся перечисленная техника должна оснащаться бортовыми самопишущими устройствами (для рейсов в РФ – тахографами СКЗИ, для рейсов за рубеж — устройствами ЕСТР).
Требования касаются ТС, которые принадлежат организациям или предпринимателям. Если машина находится в собственности частного лица, то оснащать ее тахографом необязательно. Закон требует устанавливать тахограф на таких ТС только в том случае, если их задействуют при выполнении коммерческих рейсов. При этом некоммерческий характер поездки, скорее всего, придется доказывать при проверке сотрудниками ДПС или Ространснадзора.
В списке ТС на которые нужно обязательно ставить тахографы, есть исключения. Контрольные приборы не обязательно монтировать на:
1. Строительную/дорожную спецтехнику — бетономешалки, грейдеры, бульдозеры.
2. Сельскохозяйственную технику, которая эксплуатируется на полях и других объектах агрохолдингов.
3. Учебные автомобили (даже если они относятся к категориям М2/М3, N2 /N3).
4. ТС, возраст которых превышает 30 лет.
5. Машины, принадлежащие ВС РФ, МВД. ФСБ и другим силовым структурам.
Во всех остальных случаях на технику нужно ставить тахограф и использовать его вместе с индивидуальной тахокартой водителя для регистрации времени вождения, а также других рабочих параметров.
1. устанавливают, обслуживают, ремонтируют и проверяют тахографы в мастерских, внесенных ФБУ Росавтотранс в перечень мастерских. Причем делают это своевременно;
2. обеспечивают эксплуатацию тахографов в соответствии с 36 приказом и инструкцией производителей;
3. обеспечивают наличие у водителя бумаги для распечаток;
4. выгружают данные с карты водителя каждые 28 дней;
5. хранят данные с карт водителей в течение года;
6. хранят снятые блоки СКЗИ (при выводе из эксплуатации тахографа) в течение года;
7. уведомляют ФБУ Росавтотранс об утилизированных тахографах и блоках СКЗИ;
8. обеспечивают наличие в ТС руководства по эксплуатации тахографа.
Предыдущая редакция ст. 11.23 КоАП предусматривала ответственность за несоответствие тахографа установленным требованиям. С ноября 2019 года статья ссылается на конкретные правовые нормы.. Например, если согласно приложению №3 водителю нельзя использовать тахограф, не включенный в перечень ФБУ Росавтотранс — его использование будет расцениваться в качестве нарушения.
Штрафы с 1 ноября 2019 года
Суммы штрафов за езду без контрольного прибора и нарушения правил его эксплуатации по статье 11.23 КоАП с 1.11.2019 будут такими:
Кто признается ответственным за нарушение? Статья КоАП Сумма штрафа, руб.
Водитель 11.23, ч 1 3 000 – 5 000
Должностное лицо 11.23, ч 2 7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель 11.23, ч 2 15 000 – 25 000
Юридическое лицо 11.23, ч 2 20 000 – 50000
Статья 11.23 КоАП предусматривает штрафные санкции не только за управление ТС, на котором не установлен контрольный прибор, или за несоответствующий тахограф. Штрафовать будут и за нарушение рекомендованных интервалов управления ТС и отдыха водителя. Изменения здесь затрагивают не формулировки, а принципиальный подход к надзору и контролю.
До 1 ноября статьей 11.23 ч 2 предусмотрена ответственность водителя за нарушение режима труда и отдыха в объеме, предусмотренным приказом Минтранса №15. При этом под нарушение попадала не только часть работы, касающаяся управления транспортом, но и вся деятельность водителя. Кроме того, за нарушение требований приказа Минтранса №15 предусмотрен штраф еще и статьей КоАП 5.27.1, ч 1, — в этом случае в отношении должностных и юридических лиц ( проверяющий орган — Роструд).
С 1.11.2019 подход меняется. Выполнение 15 приказа Минтранса в полном объеме контролируется Рострудом. Исключение составляет часть, непосредственно касающаяся части, управления транспортом и отдыха от управления. ГИБДД и Ространснадзор отслеживают нарушение режима труда и отдыха при управлении транспортным средством. Ответственность при этом распространяется не только на самого водителя, но и на транспортные предприятия.
Статья 11.23 ч 3 Несоблюдение установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации норм времени управления транспортным средством и отдыха либо нарушение установленного нормативными правовыми актами Российской Федерации режима труда и отдыха водителей в части времени управления транспортным средством и времени отдыха.
Кто признается ответственным за нарушение? Статья КоАП Сумма штрафа, рублей.
Водитель 11.23, ч 3 1 500 – 2 000
Должностное лицо 11.23, ч 3 7 000 – 10 000
Индивидуальный предприниматель 11.23, ч 3 15 000 – 25 000
Юридическое лицо 11.23, ч 3 20 000 – 50000
При этом к текущей статье есть важное примечание:
За административное правонарушение, предусмотренное частью 3 настоящей статьи, юридические лица и должностные лица несут ответственность в случае, если это правонарушение совершено в результате фактического установления ими для водителей времени управления транспортным средством и отдыха с несоблюдением требований нормативных правовых актов Российской Федерации.
Штрафы за тахографы с 1 ноября 2019 года
Изменения в формулировках статьи КоАП 11.23 и суммах штрафов вступили в силу — так что стоит принять их во внимание.
На какие транспортные средства ставится тахограф
В действующих нормативах определен перечень ТС, на которые необходимо монтировать тахографы. Сюда относят:
1.Транспорт для перевозки пассажиров, включающий более 8 стационарных сидений для пасажиров — это все микроавтобусы и автобусы на международных, междугородных и городских маршрутах (категории ТС М2 и М3).
2. Грузовики различной вместимости, масса которых превышает 3,5 т (категории N2 /N3).
3. Краны-манипуляторы.
4. Самосвалы, которые эксплуатируются на дорогах общего пользования (т.е. за пределами строительных площадок, полигонов и аналогичных объектов).
Вся перечисленная техника должна оснащаться бортовыми самопишущими устройствами (для рейсов в РФ – тахографами СКЗИ, для рейсов за рубеж — устройствами ЕСТР).
Требования касаются ТС, которые принадлежат организациям или предпринимателям. Если машина находится в собственности частного лица, то оснащать ее тахографом необязательно. Закон требует устанавливать тахограф на таких ТС только в том случае, если их задействуют при выполнении коммерческих рейсов. При этом некоммерческий характер поездки, скорее всего, придется доказывать при проверке сотрудниками ДПС или Ространснадзора.
В списке ТС на которые нужно обязательно ставить тахографы, есть исключения. Контрольные приборы не обязательно монтировать на:
1. Строительную/дорожную спецтехнику — бетономешалки, грейдеры, бульдозеры.
2. Сельскохозяйственную технику, которая эксплуатируется на полях и других объектах агрохолдингов.
3. Учебные автомобили (даже если они относятся к категориям М2/М3, N2 /N3).
4. ТС, возраст которых превышает 30 лет.
5. Машины, принадлежащие ВС РФ, МВД. ФСБ и другим силовым структурам.
Во всех остальных случаях на технику нужно ставить тахограф и использовать его вместе с индивидуальной тахокартой водителя для регистрации времени вождения, а также других рабочих параметров.